Одной из главных проблем перехода на цифровую экономику — подготовка соответствующих кадров. Страна, переполненная юристами и менеджерами, должна сделать существенный толчок в образовательной сфере, чтобы вступить в новую digital-эру. В этом году ведущие ВУЗы страны наконец-то спохватились и начали вводить специальности для студентов в области интернета вещей и виртуальной реальности.
Тюменский индустриальный университет
НАБОР:«Интеллектуальные технологии «Умный город»
Тюменский индустриальный университет
C этого года Тюменский индустриальный университет начинает готовить специалистов специально под программу цифровой экономики, той части, которая касается «Умного города» — производство, ЖКХ, медицина, интернет-вещей и т.д.
[adace-ad id=»5173″]Магистров будут обучать на кафедре автотранспорта, строительных и дорожных машин, входящей в состав Строительного института ТИУ. Всего в новый проект включено 15 кафедр. на базе Строительного института ТИУ. Набор пока небольшой — всего 15 мест, половину из них пока бюджетные.
Национальный исследовательский университет. Высшая школа экономики
НАБОР: «Интернет вещей и киберфизические системы»
Высшая школа экономики
В ВШЭ направления, связанные с цифровой экономикой существуют уже не первый год. Но именно в 2017 году появилась первая программа магистратуры напрямую связанная с ней: «Интернет вещей и киберфизические системы». План обучения рассчитан на два года и включает в себя три основных направления:
- «Инженерия в области Интернета вещей и киберфизических систем»
- «Анализ данных и прикладное программное обеспечение в Интернете вещей и киберфизических системах»
- «Кибербезопасность в Интернете вещей»
В процессе обучения будет набор дисциплин на выбор, чтобы студенты могли более углубленно изучать понравившуюся им специализацию. Большим плюсом данной программы являются практические занятия в виде решения кейсов инновационных компаний, работающих в технологической индустрии, благодаря которым обучающиеся получают бесценный опыт в научно-исследовательской работе.
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций
НАБОР: «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»: Интернет Вещей и самоорганизующиеся сети; Гетерогенные сети и услуги
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций давно зарекомендовал себя как мекка передовых технологий и коцепций. Именно здесь в 2012 году открыли Лабораторию Интернета Вещей и в учебные курсы начали добавлять программы, направленные на решения задач, связанных с цифровой экономикой. В магистратуре обучение проходит по двум профилям по специальности «Инфокоммуникационные технологии и системы связи»: Интернет Вещей и самоорганизующиеся сети; и Гетерогенные сети и услуги. Также открыт профиль «Интернет Вещей и гетерогенные сети» для иностранных студентов, обучение проходит на английском языке. Студенты старших курсов получают возможность проходить производственную практику на предприятиях Санкт-Петербурга, изучать структуру городского «Умного транспорта», принципы самоорганизующихся сетей, в том числе, нано и наносенсорных сетей.
Уральский федеральный университет
НАБОР: Кибер-производство; Инфокоммуникационные технологии и системы связи; Информационная безопасность телекоммуникационных систем.
Уральский федеральный университет
Уральский федеральный университет тоже не отстает от новых тенденций и постепенно наращивает в своих программах направления IoT, BigData, беспроводных технологий и программирования. Студенты в теоретической части обучения с углубленным изучением элементной базы, технологий беспроводной связи, радиочастотных сетей LoRa, программированием микроконтроллеров. В практической уже создают датчики и устройства интернета-вещей и управления.
Образовательная программа строится на программе бакалавриата
- Управление в технических системах;
- Инфокоммуникационные технологии и системы связи;
- Радиотехника;
- Информатика и вычислительная техника;
- Прикладная информатика;
- Информационная безопасность телекоммуникационных систем;
- Конструирование и технология электронных средств.
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
НАБОР: Активное зрение роботов
Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
[adace-ad id=»5168″]ТУСУР на базе магистратуры подготавливает специалистов для создания систем обработки больших объёмов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта. В приоритете программы обучения — интеллектуальные производственные технологиии, роботизированные системы и способы их конструирования.
«Разработка систем активного зрения наиболее востребована при создании интеллектуальных роботизированных комплексов, которые способны адаптироваться к внешним условиям и работать в реальном времени. Образовательная программа предусматривает общенаучную подготовку обучающихся, не только в части развития их технических компетенций, но и в части логики в решении избирательных задач с использованием современных достижений науки и техники.»
В практической части обучения будут свои компетенции:
- освоить методы проектирования модульной структуры и разработки алгоритмов;
- выполнять реальные кейсы по внедрению технологий Интернета вещей в индустриальные стенды;
- разработать настоящий прототип IoT устройства для бытового применения.
Санкт-Петербургский государственный университет
НАБОР: Компьютерные науки и искусственный интеллект
Санкт-Петербургский государственный университет
СПГУ уже несколько лет постепенно активно внедряет базовые концепции интернета-вещей во многие направления магистратуры. В основном это затрагивает обучающихся по специальности «Компьютерные науки и искусственный интеллект», «Государственный менеджмент» и «Бизнес-аналитика и большие данные».
В рамках изучения интернета вещей можно выделить следующие блоки: технологии обмена данными между устройствами, хранение данных и обработка данных», — рассказали в пресс-службе вуза.
Именно в направлении «Компьютерные науки и искусственный интеллект» большинство предметов имеют узкую специализированную направленность, где студенты изучают основы сетевых технологий и криптографии, которая тоже является немаловажной деталью будущей цифровой экономики
Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ)
НАБОР: Технологии виртуальной и дополненной реальности; Искусственный интеллект и большие данные
Дальневосточный федеральный университет
В ДВФУ начинается набор на очень перспективные направления в разрезе цифровой экономики — виртуальной (VR) и доподлинной (AR) реальности.
Подготовка программистов и молодых учёных в области компьютерных наук, способных использовать передовые научно-технические достижения машинного обучения, распознавания образов, искусственного интеллекта, математической статистики и математического моделирования, теории алгоритмов для решения наиболее актуальных в мировом масштабе прикладных и научных задач.
Квалификация выпускников позволяет вести промышленные разработки и оригинальные исследования по разработке новых алгоритмов машинного обучения и искусственного интеллекта, взаимодействовать с ведущими компаниями, мировыми коллективами разработчиков и научными центрами. Особое внимание уделяется приложениям в области виртуальной и дополненной реальности, автономной робототехники, оптимизации производственных процессов с помощью машинного обучения.
Что касается направления «Искусственный интеллект и большие данные», то перед студентами ВУЗ ставит следующие задачи и компетенции
- нормативное регулирование и стандарты работы с большими данными;
- решение управленческих задач с использованием данных (datamanagment);
- общие технологические тренды;
- тренды и тенденции управления процессами;
- дата майнинг;
- подготовка данных;
- аналитический метод – текстовая аналитика;
- работа со статистикой, включая статистические тесты и распределения;
- технологии визуализации данных;
- экспертиза данных и систем;
- интерфейсы и API для открытых и больших данных;
- технические источники и форматы данных, формирование мастер систем данных;
- архитектурные и структурные навыки работы с языками R, Phyton и др.;
- аналитические методы (машинное обучение, текстовая аналитики).
Какие дисциплины студенты могут выбрать в процессе обучения по программе «Интернет вещей и киберфизические системы» в Высшей школе экономики?
В чем большие преимущества программы «Интернет вещей и киберфизические системы» в Высшей школе экономики?
Как студенты получают практический опыт на программах обучения в Высшей школе экономики?
В чем основные отличия программы «Цифровая экономика» Тюменского индустриального университета от программы «Интернет вещей и киберфизические системы» Высшей школы экономики?
Как осуществляется набор на эти программы и сколько мест имеется?