Digital словарь: Что значат эти термины? (дополняется) — МирДоступа
Технологии

Digital словарь: Что значат эти термины? (дополняется)

Цифровая экономика всё ближе. Здесь собраны термины, которые подавляющее число IT-специалистов употребляют в речи, а нам ничего из этого не понятно.

Поиск по статье:

Agile / Аджайлджайл, работать по эджайлу)

Agile software development, agile-методы — серия подходов к разработке программного обеспечения, опирающихся на использование динамичной, итеративной разработки (короткими 1-2 недельными циклами, спринтами). Разработка по методам Аджайл — это когда команда профессионалов,  равных друг перед другом (нет начальников) нацелена на максимально быстрый результат. Под результатом понимается выпуск работающего продукта в максимально короткие сроки (пусть даже с урезанным функционалом). При разработке команда опирается не только на свои знания, но и на пожелания клиентов, на отзывы людей, которые пользуются промежуточными релизами продукта.

Аджайл — это НЕ методология

Аджайл — это собирательное название подходов к управлению и набор принципов разработки, т.е. методологией назвать это нельзя.

Аджайл — это НЕ инструкция

Инструкция даёт конкретные указания для достижения результата. Аджайл — нет.

Аджайл — это философия

Определенная культура и гигиена разработки любого продукта (приложения, сервиса и т.д.). Как и в любой другой философии, у Agile есть свои основные постулаты, которые описаны в специальном документе — Аджайл Манифест (http://agilemanifesto.org/iso/ru/principles.html). Быть аджайл — это значит принимать эти основополагающие принципы.

Есть ли минусы у Аджайл?

  • Agile подразумевает высокую скорость разработки, что не всегда гарантирует стабильность продукта, особенно на ранних этапах, когда готовы только отдельные части программы, а не приложения в целом.
  • Данная философия требует высокой самоорганизованности от каждого члена команды. Однако, некоторые, даже опытные, работники не могут «сходу» привыкнуть к работе без начальства, без подробного технического задания и т.д.
  • Для организации процессов разработки по Аджайл необходим сильный  Product Manager (Владелец продукта), который видит цель и полностью представляет себе, каким должен быть конечный результат (работающий продукт).

Как конкретно помогает Agile в разработке?

Понятие всей команды разработки о её целях.

Agile-методы позволяют каждому в команде знать конечную цель разработки и все пожелания клиента, даже какую бы роль в проекте ты не выполнял. Ведь когда знаешь, что в итоге должно получиться — это сильно помогает сфокусироваться

Сведение к минимуму бюрократии и регламентов

Простота в философии Аджайл играет особую роль. Подразумевается, что оргпроцессы внутри команды максимально прозрачны, помогают отбросить в сторону правила, бумаги, волокиту и сосредоточиться на созидании.

Работа короткими циклами

Суть в том, что разработке ведется фиксированными отрезками времени (1-2-4 недели). В начале каждого такого «спринта» задаются краткосрочные цели. В конце — подводится итог данного отрезка. Важность в том, что каждый спринт, вне зависимости от продолжительности, заканчивается релизом продукта. Даже с самым минимальным функционалом, главное, чтобы им можно было пользоваться.

Участник команды может расширить свои полномочия при необходимости

Брать решение вопроса или проблемы на себя — один из основополагающих принципов Agile-разработки. Таким образом, каждый сотрудник не только может почувствовать себя важным звеном в разработке, но и научиться ответственности за свои решения, что в дальнейшем послужит хорошую службу дальнейшим проектам.

Как применить Аджайл на практике?

Чтобы применить философию на практике, используют так называемые фреймворки. Самый популярный из них — Скрам. Фреймворк — это набор уже готовых правил, которые показывают, как организовать рабочий процесс по Аджайлу. Фреймворк помогает теорию Аджайла перенести в практическую плоскость и применять на своих проектах.

Скрам (Scrum)

Скрам — это фреймворк, набор элементов, решений рабочего процесса. Аджайл — теория, философия. Скрам — практика, правила, в которых описано что и в каком порядке необходимо делать.

Многие считают, что Скрам — это неотъемлемая часть Аджайл. Это правда — связка Scrum+Agile, на данный момент, самая популярная в плане организации процесса разработки.

Скрам подразумевает работу короткими циклами, называемыми итерациями. Важная особенность разработки по скраму — в конце каждого цикла команда должна выдать работающий продукт, который должен иметь хоть какую-то функциональность. Т.е. каждый цикл — это добавление новых функций, улучшение продукта.

Что подразумевается под продуктом?

Продукт  — это то, что приносит прибыль клиенту. Под продуктом можно подразумевать всё, что имеет функциональность, бизнес-модель, свою идею и её реализацию. Это может быть как материальный (физический) объект — автомобиль, кружка, бумажный самолетик Telegram, так и цифровым сервисом, мобильным приложением (программное обеспечение, игры)  . С некоторыми нюансами продуктом можно считать предоставление услуги (консультации, уход за домашними животными, клининг и т.д.)

Особенности работы в Скрам

Главная составляющая в Скрам — это спринты. Так называются рабочие циклы, длительностью от одной недели до одного месяца.

Команда — набор специалистов разных областей. Вся команда ответственна за результат —  конкретного виноватого при провале никогда нет. Взаимная помощь и работа сообща внутри коллектива — один из столпов Скрама. Так же нет цепочки «Начальник» -> «Подчиненный» — все равны перед друг другом. Расширение компетенций — нормальная практика

План и процесс разработки — плавающий. В конце каждого спринта идёт обсуждение, корректировка задач и рабочего процесса. Всё это идёт для улучшения работы в следующем спринте

Документирование процесса — минимальное. Как и следует из идеологии Аджайл — все силы кидаются на разработку, избавляя команду от бумажной волокиты и сведение к минимуму остальной бюрократии

Владелец продукта. Кто это и зачем нужен?

Как мы уже выяснили выше — в Scrum-команде нет начальников. Но всё же есть один человек, который полностью отвечает за результат — это Владелец продута (Product Manager / Product Owner). Важно понять, что этот человек — не руководитель и не начальник. Но именно он определяет конечную цель, ставит задачи перед командой, корректирует курс разработки. Его роль можно обозначить как Тимлид (Team Leader) — он ведет проект от начала и до конца, он знает, какой результат нужен клиенту. Для того, чтобы направить команду в нужное русло Владелец продута создает Бэклог продукта (значение см. ниже)

Артефакты. Что это?

Scrum-метод подразумевает использование командой так называемых Артефактов. Всего их три — Бэклог Продукта, Бэклог Спринта и Инкремент Продукта. Всё это необходимо для правильного вектора в разработке продукта и упрощению по его созданию в целом.

Бэклог Продукта

Это список функций, отсортированный по релевантности и приоритету, которыми должен обладать продукт. Составляет Владелец Продукта с учетом мнения клиента. Т.е. фактически это полноценная карта развития продукта, редактируемая с учетом изменений, пожеланий и изменений в процессе разработки.

Бэклог Спринта 

Спринт — рабочий цикл. Бэклог спринта — список задач на данный конкретный цикл, т.е. что будет сделано в эти 1-4 недели для создания/улучшения продукта. Для каждого цикла создается новый бэклог.

Инкремент Продукта 

То, что команда «насоздавала» в конце спринта называется Инкрементом Продукта. Его показывают заинтересованным людям, клиентам и собирают отзывы, чтобы обозначить дальнейшее его развитие. Готовность продукта определяют по специальным критериям готовности

Критерии готовности

Команда разработки определяет специальные критерии готовности. Эти критерии команда определяет сама. По-простому, это список того, что нужно сделать в спринте, чтобы можно было сказать в его конце — Продукт работает (либо Продукт готов).

Что такое «Скрам-доска»?

Скрам-доска — импровизированная доска с задачами на текущий спринт с карточками. Всего в ней три колонки: «Сделать», «В работе» и «Готово». С каждым новым спринтом все карточки убираются и процесс повторяется.

Спринт (скрамовский спринт)

Спринт — это рабочий период (цикл) от одной недели до одного месяца за который команда разработки создает продукт,  часть продукта, улучшает существующий функционал продукта и т.д.

Каждый спринт — своего рода мини-проект. За один спринт команда должна показать — вот это мы создали, это докрутили, это изменили. В следующем спринте мы сделаем это, это и вот это.

Суть разработки по спринтам в том, что можно добавлять в продакшн пусть и небольшие, но стабильные изменения и расширения функционала. Результат работы, в любом случае, должен быть виден.

Для каждого нового спринта готовится скрам-доска для визуализации процесса работы. Это делает разработку и более понятной — всегда знаешь, кто над какой частью работает в данный момент

Что дает разработка спринтами? Каждый спринт (цикл) дает возможность редактировать продукт, его функции, конечный результат «на ходу». Это может быть связано с изменением конъюнктуры рынка или балаьным пожеланием клиента. Спринт — прозрачный процесс. Абсолютно каждый знает конечную цель, цель промежуточного этапа (того же спринта). Каждый знает свою роль и задачи, которые четко расписаны по времени.

Каждый Спринт состоит из пяти событий: Планирования Спринта, Ежедневного Скрама, разработки, Обзора Спринта и Ретроспективы Спринта.

Планирование спринта.

Планирование спринта производится в начале каждого. На нам обсуждается план действий на текущий спринт, объем работ. Самое главное — выбирается цель спринта и составляется его бэклог (задачи, которые нужно решить в данном цикле).

Ежедневный Скрам

Каждый день проводятся 15-минутные встречи, на которых команда оценивает, как продвигается работа и синхронизирует планы на ближайшие сутки. Такая «планерка» нужна, чтоы каждый член команды понимал, куда будет двигаться разработка продукта на ближайшие 24-часа. Совещание принято не затягивать более 15 минут.

Разработка

Разработка — это непосредственно сам процесс создания продукта в текущем спринте. Результатом должен стать инкремент продукта

Обзор Спринта

Обзор спринта — это открытая презентация перед всеми заинтересованными лицами — командой разработки, пользователями, другими сотрудниками компании. Демонстрация включает в себя не только рассказы или презентации — на обзоре спринта обязательно должен быть Инкремент продукта (кто забыл — промежуточный релиз, который команда создала/улучшила за спринт).

Все желающие могут его запустить, проверить, протестировать, собрать, потрогать. Самое главное на данном этапе — получить обратную связь от, непосредственно, конкретных пользователей и стрейкхолдеров (заинтересованные в продукте лица, инвесторы, клиенты — их обратная связь особенно важна для команды). Они делятся впечатлениями, высказывают мнение, подчеркивают плюсы и минусы продукта. По результату возможно внесение изменений в Бэклог Продукта.

Ретроспектива спринта.

Подведение всех итогов спринта. Обсуждение в свободном формате событий, удачных и провальных решений с целью улучшения и модернизации рабочего процесса и взаимодействия внутри команды в следующем спринте. Обычно длится не более 3 часов

Далее по алфавиту

Биг Дата (Биг дейта, Big Data)

Буквально данный термин переводится, как «большие данные». Но суть его не в самом количестве, а в методе анализа обработки, хранения, распределения больших, требующих огромных вычислительных мощностей для этих самых данных. Big Data — аккумуляция больших массивов информации. Для примера можно привести один из проектов цифровой экономики, которая начнет реализовываться в России со следующего года. Электронное здравоохранение — данные по пациентам (электронные карточки), телемедицина и другие сервисы потребуют хранения и обработки огромного количества данных, где как раз пригодится данная технология.

Совокупность инструментов и подходов системы Big Data подразумевает собой моментальную масштабируемость в зависимости от общей нагрузки (объемов данных) в реальный момент времени. Также одним из принципов технологии является высокая отказоустойчивость с помощью физических серверов, балансировки нагрузки,  распределенного кэширования и так далее.

Бэклог

Это упорядоченный список требований к работе продукта или системы (use-case), которые должны быть в них реализованы разработчиками. Бэклог — это полноценный журнал,  где часто описана вся история разработки, сценарии, будущие пожелания к продукту. Обычно задачи распределены по степени важности (Importance). При этом он не только задаёт приоритизацию, но и позволяет её менять в реальном времени, делать срезы и отчеты по отдельным компонентам и т.д.

Блокчейн

Блокчейн (blockchain — «цепочка блоков») — это последовательная цепочка блоков, в которых заложена любая информация, которая не может быть изменена, т.к. данные находятся у всех участников системы одновременно. Этакое большое хранилище данных, где каждый знает о каждом в пределах этой системы. Самый популярый пример — биткоин. В блокчейне содержится записи абсолютно всех транзакций — сумма, отправитель, получатель, у кого сколько денег (биткоинов) сейчас на кошельке — абсолютно прозрачная финансовая система по технологии Blockchain. Таким образом, даже одну такую транзакцию подменить или удалить нельзя, ведь она записана на каждом из миллионов компьютеров.

Гудвилл (нарабатывать гудвилл)

Так обозначается показатель престижа и деловой репутации.

Деплой

Развертывание кода приложения на продакшн сервер для его запуска. Соответственно, Деплой сайта — это «залив» его рабочей версии на хостинг с последующим развертыванием, разархивированием файлов, установкой базы данных и т.д. и т.п. Деплой мобильного приложения — развертывание его в смартфоне.

Дата Майнинг / Data Mining 

Фактически, переводится как «Добыча данных». За основу в дата майнинге взяты различные методы прогнозирования, моделирования и аналитики некоего массива данных. Суть заключается именно в аналитике больших данных для исследования, распознавания с целью выявления определенных закономерностей и систематических взаимосвязей — а это, в свою очередь, позволяет получать новые данные. Цель — извлечь знания для принятия решений в условиях неопределенности

Хорошие пример использования можно найти в фармацевтике — именно Data Mining-технологии позволяют анализировать взаимодействие лекарственных средств друг на друга. Если учесть, что каждое лекарство имеет свои побочные действия, то их наложение друг на друга могут принести колоссальный вред организму. Поэтому такого рода исследования очень важны в современном здравоохранении. Так же Data Mining применяется для реализации масштабных аналитических проектов в бизнесе, маркетинге, интернете, телекоммуникациях, промышленности, геологии и других областях

Дашборд / Dashboard

Чаще всего используется в значении «Панель мониторинга» (Приборная панель)Используется для отображения особо критичной информации о каком-либо процессе, либо инструменты для получения этой информации. Часто отвечает на вопрос «Что нового?». т.к. дашбоард может содержать в себе виджеты, которые обновляют данные (диаграммы, графики, обновляемые таблицы статистику, например) в реальном времени. В общем, дашбоард — стартовый экран со статической или обновляемой информацией, которая интересна или критична в данный момент.

Засуспендили

Данный термин используется в значении «Забанили» (на сайте, форуме, чате и т.д.) От английского Susspend — приостановить, временно прекращать.

Индустрия 4.0 

Общее название современных технологий, внедряемых в производство, которые затрагивают все сферы человеческой деятельности с целью повышения качества жизни людей и получения экономического эффекта. Сюда можно отнести Big Data, IoT, VR, роботизацию, искусственный интеллект, кибербезопасность и так далее.

Инцидент менеджмент / Incident Management 

Дословный перевод — Управление инцидентами.  Данный бизнес-процесс направлен на снижение времени для обнаружения, идентификации и решения инцидентов, которые могут повлиять или уже непосредственно влияют на предоставление услуги и увеличение её отказоустойчивости. Такая критичность часто применима к компаниям, которым чревата каждая минута простоя (например, интернет-провайдер). Особое внимание уделяется хронологии, описанию симптомов, распределение ответственных и самое главное — временным рамкам (SLA). Также данный термин часто упоминается в варианте ITIL (Problem Management).

ИТ-ландшафт

Под ландшафтом подразумеваются абсолютно все типы ресурсов — технические, вычислительные, программные. Грубо говоря, это фундамент, который содержит в себе полный набор инструментов, средств, методов обработки данных для работы вашей компании в информационной среде. Т.е. он может состоять одновременно из почтового или HTTP-сервера, программного обеспечения по бухгалтерской отчетности, мониторингу или контролю сетевого оборудования, нормативно-справочной информации, систем виртуализации, аппаратными фаерволами, серверами с RAID-массивами и так далее. Самое главное, что IT-ландшафт — это полностью автоматизированный «организм», который позволяет всем этим системам обмениваться данными, быть одним целым. 

Кибербуллинг

Таким термином обозначают приставание в интернете с целью последующего шантажа. Жертвой кибербуллинга часто становятся одинокие мужчины, которые знакомятся в интернете. Мошенники, представлясь 14-15-16-летними девушками заводят знакомство, разговор который через некоторое время переходит в разряд откровенных. После чего начинается обмен фотографиями «взрослого» содержания. И теперь самое интересное — «девушка» начинает угрожать собеседнику, что подаст на него в полицию и/или скинет переписку жене, друзьям, родственником. В обмен на молчание мошенники просят определенную сумму денег. Это и называется кибербуллинг — шантаж в интернете.

Клиффхэнгер

Это самый, пожалуй, известный художественный приём в кинемотографе, когда эпизод/серия/сезон  обрывается в самый интересный момент, оствляя кучу вопросов, недосказанностей и сохраняя интригу до следующего момента или серии. Яркий и современный пример можно привести с сериалом «Игра престолов», где каждая серия заканчивается типичным клиффхэнгером, что заставляет зрителей ждать следующей с большим нетерпением

Кросс бордер (Cross Border)

Трансграничная торговля (форма торговли, при которой товары перемещаются с таможенной территории одной страны на территорию другой). По этому принципу работают все известные онлайновые маркет плейсы — eBay, Amazon, Aliexpress.

Кобраузинг  (Co-browsing)

Кобраузинг — технология, которая позволяет оператору онлайн-чата использовать браузер клиента, чтобы помочь ему совершить какое-то действие (зарегистрироваться, купить товар, найти описание или любое другое)

Консолидировать

Объединить какую-либо информацию в один целый результат. Консолидировать исходные данные — собирать нужную информацию из различных источников. Консолидированное решение — общее решение

Коллтрекинг

Это технология, отслеживающая с какого рекламного канала (оффлайн, сайт и т.д.). Т.е. для оффлайн рекламы закрепляется свой номер, а на сайте — другой (возможно сделать даже отдельный номер для каждого отдельного пользователя). Это помогает понять откуда к вам идут покупатели и какая из рекламных моделей больше эффективна.

Коучить

Означает «Обучать».

Кастомизация

В широком смысле — это продукция, заточенная под конкретного покупателя. В этом продукте можно изменять какие-либо параметры, которые может «подкрутить» каждый её пользователь, подгоняя под свои нужны. Также кастомизация может сказываться на упаковке, комплектации, дополнительными бонусами. Таким образом, у покупателя появляется приятное чувство, что массовый продукт сделан специально под него.

Машинное обучение (Машин лёрнинг / Machine Learning)

Это новое ответвление инженерии, дисциплина, использующее алгоритмы, которые, в свою очередь,  позволяют искусственному интеллекту учиться. Есть несколько методов  машин лёрнинг. Supervised Learning — «обучение с учителем». Вводные данные представляют собой пару, типа «что происходит» — «как реагировать» . Reinforcement Learning — Машина постепенно учится правильно реагировать на предоставленные ей данные, анализируя прошлый опыт Стандартная методика, которую использовали в разработке анти-спам решений. Unsupervised Learning — самообучение. Человек не участвует в принятии решений, корректировке алгоритмов и т.д. Самый сложный метод Machine Learning

Продакшн (отдавать в продакшн)

Основной сервер, где располагаются все рабочие версии приложений, сайтов и т.д. Предварительно все приложения проверяются («обкатываются») в тестовой среде, только после этого попадают в продашкн

Песочница (цифровая платформа)

Песочница в Digital значении является специальной виртуализированной средой, в которой разрабатываются и тестируются различные приложения, которые, как правило, могут легко еще не отлаженный код. Делается это чтобы отработать запуск приложения, его тестирования на реальной IT-инфраструктуре.

Рефербишмент

Восстановление, мелкий ремонт неисправного бывшего в употребление сетевого оборудования, которое стояло у клиента. После ремонта (удачного) оборудование отдается снова на эксплуатацию

Рефакторинг

Это изменение кода приложения (программы) в сторону его улучшения, очищения и перепроектирования для более понятной структуры. При этом рефакторинг не подразумевает добавление новых процессов, функций и т.д. — «перетряхивание» затрагивает только существующий код.

Ресёрчер (Researcher)

В вакансиях по IT часто можно встретить позицию Researcher. По-простому это аналитик.

Рокет сайнс (Rocket Science)

Устойчивое выражение на английском языке, означающее трудную работу (умственную), которая требует специальных навыков. Часто употребляется в разговоре про программирование, т.к. разработка — процесс сложный и интеллектуально затратный

Ролл аут (Roll-Out)

Ролл аут — это представление продукта на рынке. Т.е. полноценный запуск, наладка, тестирование, пробная эксплуатация сайта/продукта/сети и прочего. Своеобразный «выход в свет».

Сущность (кодинг, данные)

Чаще всего под сущностью подразумевает какие-либо объекты или элементы, которыми можно управлять

Сэлф-драйвинг (Self-driving)

В широком смысле так называют беспилотные автомобили, которые сейчас проходят активное тестирование по всему миру. Иногда термин сэлф-драйвинг применяют, говоря про бизнес. Имеется в виду, что бизнес уже стабильно приносит прибыль и развивается без особого участия создателя/владельца.

Сеттинг (игры)

Так называют вселенную в игре, все её предметы, материальные вещи. Дизайн домов, одежда солдат, костюмы супергероев, горы, деревья — всё, что представляет собой окружение можно назвать словом «Сеттинг».

Схема as is

Существующая (действующая на данный момент) схема работы организации в целом или отдельного её процесса. Необходима для анализа бизнес-процессов, выявление недостатка в каком-либо из них. Это даёт возможность посмотреть на работу «со стороны», рассмотреть возможности оптимизации.

Тонкий клиент

Компьютер, система, программа или приложение, которая не хранит пользовательских данных, «взваливая» обработку большей части (или даже всех) данных на серверную часть. Подобное приложение может не требовать установки на компьютер полноценного («толстого») клиента, не требует перезапуска при применении или изменении каких-либо настроек

Уберизация (услуг)

Уберизация — это один из главных процессов, который пришел с началом цифровых технологий. Уберизация услуг — это возможность получить услугу с помощью цифровой платформы,  без посредников, напрямую с заказчиком (поставщиком) услуг.  Одними из главных преимуществ уберизации стали скорость оказания услуг, которые до этого требовали больше времени и то, что отпала необходимость общаться с водителем/заказчиком по телефону или по другому стандартному способу связи.

Форсайт, форсайт-сессии (Foresight)

Это обширный экспертный прогноз по какой-либо направления  инновационного характера, инфраструктуры и так далее. Цель форсайт-сессий предугадать и сформулировать вектор развития и будущую стратегию данного направления.

Фронт (фронт-энд) 

Это «прокладка» между пользователем и программно-аппаратной частью приложения, сайта, CMS и так далее. Фронт-энд — это  пользовательский интерфейс.

Фреймворк

Программная среда, которая позволяет начать разработку, имея некую платформу и инструменты, которые облегчают дальнейшую разработку. Самый частый пример — это фреймворк CMF — с его помощью создаются CMS (системы управления сайтом)

Фулл-стэк (разработчик, девелопер)

Full Stack Developer это веб разработчик имеющий знания и опыт в разработке как frontend так и backend составляющих. Обычно требуется в компании где нет деления на frontend/backend разработчиков, когда компания маленькая или фронтенд составляющая на проекте не требует большого количества разработчиков. Стеком технологий Full Stack разработчика обычно являются знания (JS, html/css, >=1 js framework, какой либо бекенд язык + фреймворки)
В более широком смысле фулл стек разработчик — это специалист, который обладает знаниями для разработки веб проекта от А до Я, пусть и не очень глубокими. это квалифицированный специалист, который способен принимать активное участие во всех этапах разработки веб-приложений, начиная от серверной логики и ее реализации с помощью различных технологий и фреймворков, и заканчивая клиентским кодом, работающим непосредственно в браузере.

Шардинг

Это особая техника работы с данными. Суть шардинга в разделении БД на части таким образом, чтобы каждую из этих частей можно вынести на отдельный сервер.  Бывает как вертикальный, так и горизонтальный. Вертикальный — помещение каждой таблицы на свой сервер. Горизонтальный — разделение одной большой таблицы на несколько серверов.

Шерить (документы, файлы)

Расшаривать или шерить файл — значить дать к нему общий доступ для всех пользователей. (От английского Sharing — Обмен, распределение). 

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Комментарии